Наш собеседник – Самат Бикитаевич Алиев, заместитель директора Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии, ответственный секретарь Консультативного комитета по интеллектуальной собственности при Коллегии Комиссии, д.т.н., профессор, академик РАЕН, вице-президент Академии горных наук.
Расскажите в чем заключается процесс евразийской интеграции, и чем Евразийский экономический союз будет отличаться от Таможенного?
Основными вехами евразийской интеграции являются три этапа: создание Таможенного союза, формирование Единого экономического пространства и Экономического союза.
В рамках Таможенного союза, который начал свое функционирование в 2010 году наши страны создали единую таможенную территорию, единый таможенный тариф, единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами. Основными целями создания в 2012 году Единого экономического пространства стали реализации «четырех свобод»: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также гармонизация и унификация законодательства стран Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Целями же Евразийского экономического союза являются формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения, а также повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Какие задачи стоят перед Евразийской экономической комиссией в области интеллектуальной собственности?
Сфера интеллектуальной собственности является самостоятельным направлением в деятельности Комиссии. В Договоре о Евразийском экономическом союзе, который президенты наших стран подписали 29 мая 2014 года в Астане, тематике интеллектуальной собственности посвящен отдельный раздел и протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, являющийся приложением к Договору.
В Договоре определены направления деятельности в сфере интеллектуальной собственности: поддержка научного и инновационного развития, совершенствование механизмов коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности и унификация законодательства в данной сфере.
Также важным аспектом является борьба с распространением контрафакта на территории Союза путем объединения усилий всех правоохранительных органов государств-членов, а также активной позиции самих правообладателей.
В развитие Договора мы вместе с экспертами из государственных органов подготовили несколько проектов международных договоров. Первый – это Договор о товарных знаках Союза, второй – касается коллективного управления авторскими и смежными правами, третий – направлен на координацию действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.
Расскажите поподробней о системе регистрации товарных знаков. Как будет выглядеть этот механизм в рамках Евразийского экономического союза?
На сегодняшний день Комиссией совместно со Сторонами разработан проект Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза, который одобрен Коллегией и Советом Комиссии и проходит внутригосударственные процедуры, необходимые для его подписания. Этот Договор, мы надеемся вынести на рассмотрение и подписание главами правительств уже в этом году.
Договор о товарных знаках Союза вводит новое понятие «товарный знак Евразийского экономического союза», которое подразумевает правовую охрану товарного знака на территориях государств-членов Союза. Договор о товарных знаках Союза – это международный закон, в котором подробно, пошагово расписывается процедура регистрации товарного знака Союза. То есть какие-либо различия в понятиях и по механизму регистрации в странах Союза будут начисто исключены.
Процедура рассмотрения заявки будет выглядеть следующим образом: документы подаются в любое национальное патентное ведомство из четырех государств, которое в течение одного месяца проводит предварительную экспертизу и рассылает материалы в патентные ведомства других государств-членов для проведения экспертизы по существу, которая займет не более шести месяцев. При получении положительных заключений ведомство, в которое была подана заявка, регистрирует товарный знак Союза и выдает свидетельство. При этом, в каждое ведомство уплачивается пошлина только за экспертизу по существу, а за подачу и регистрацию товарного знака союза только в ведомство подачи.
Заявителям такой механизм даст возможность сэкономить время и деньги.
В средствах массовой информации активно обсуждаются вопросы коллективного управления авторскими и смежными правами, в том числе инициативы Евразийской экономической комиссии. Расскажите, как будет урегулирован данный вопрос в интегрированном пространстве?
Да, это очень актуальный вопрос. И наши страны относятся к ней весьма щепетильно. Сегодня Комиссией совместно с государствами-членами разработан проект Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе.
Правообладателей очень много, и они не всегда могут самостоятельно управлять своими правами. Например, если какой-то известный исполнитель не в состоянии отследить, что его клипы транслируются на казахстанском или белорусском телевидении без его разрешения. Ведь если телеканал прокручивает его песни и привлекает аудиторию и, соответственно, получает доход от этого, то как пользователь, телеканал должен платить этому исполнителю. Вот для того чтобы обеспечить права правообладателей существует такой институт, как организации по коллективному управлению правами (ОКУП), которые от имени правообладателей представляют их интересы. Они имеют собственный штат, технические средства, информационную базу. Организаторы культурных мероприятий, телеканалы, радиостанции должны отчислять им средства за использование результатов творчества, которые ОКУП распределяют в пользу правообладателей.
Схема распределения сложная и не совсем прозрачная, требует дополнительной правовой регламентации. Для обеспечения максимальной прозрачности деятельности ОКУП в Соглашении предусматривается обязательная отчетность перед правообладателями, аудит как деятельности организации, так и механизма распределения собранного вознаграждения за использование произведений или объектов смежных прав (фонограмм, аудиовизуальных произведений). Одна из новаций, которая предусмотрена Соглашением – ограничение ОКУП расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения правообладателям. Проектом Соглашения установлено, что правообладатель должен в итоге получать не менее 50% от собранного вознаграждения. Бывают случаи, когда ОКУП тратит на свои нужды намного более половины собранного вознаграждения. Это нам кажется некорректным, поскольку ОКУП является некоммерческая организация, приоритетом которой является обеспечение интересов правообладателей. Мы очень надеемся, что правообладатели очень хорошо отнесутся к таким новациям.
Насколько актуальна проблема контрафакта для государств-членов и как повлияло снятие таможенного контроля на внутренних границах государств?
Проблема нарушений прав интеллектуальной собственности актуальна во всем мире. Международные эксперты оценивают годовой оборот контрафакта в 1,5 триллиона долларов. Только в 2014 году по данным таможенных служб, на территории государств-членов ежегодно выявляется свыше 9,5 млн. единиц контрафактной продукции. Усилиями таможенных и других правоохранительных органов предотвращен ущерб правообладателям на сумму более 100 млн. долл. США.
Свобода перемещения товаров между государствами безусловно привнесла дополнительные сложности в работу по выявлению и расследованию нарушений прав интеллектуальной собственности, требует более тесного взаимодействия правоохранительных и контролирующих служб всех государств Союза.
Для этих целей Комиссией совместно со Сторонами разработан проект Договора о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, который предусматривает координацию действий уполномоченных органов по борьбе с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности и профилактике нарушений; обмен информацией для предупреждению и пресечения оборота контрафактных товаров; планирование и реализацию согласованных мероприятий уполномоченных органов; гармонизацию и совершенствование законодательства государств-членов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.
А разве не все гармонизировано в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности?
Многое, но не все. Например, существуют различия в уголовном и административном законодательстве наших государств в части нарушений прав интеллектуальной собственности. Над этим предстоит еще поработать, поскольку либеральные санкции к нарушителям одного из государств по сравнению с другими могут создать предпосылки миграции «интеллектуальной» преступности, усилению трансграничной активности нарушителей в этом государстве.
Таможня нам не поможет?
В настоящее время в государствах-членах функционируют национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, которые не унифицированы. В результате таможенный контроль товаров, пересекающих таможенную границу ЕАЭС, осуществляется таможенным органом каждого государства Союза в соответствии с национальным таможенным реестром. Наполнение национальных таможенных реестров сильно разнится по количеству включенных в них объектов интеллектуальной собственности (в Республике Беларусь – свыше 200 объектов, в Республике Казахстан – свыше 400, в Российской Федерации – свыше 3300), что создает вероятность беспрепятственного ввоза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, на территорию одного из государств-членов и с учетом отсутствия внутренних таможенных границ – их дальнейшего распространения на территории иных государств-членов. Это существенно снижает эффективность национальных таможенных реестров.
В связи с этим существует объективная необходимость регистрации объектов интеллектуальной собственности в Едином таможенном реестре, которая позволит защищать права интеллектуальной собственности одновременно на всей территории Союза. Речь идет об осуществлении таможенного контроля товаров, которые содержат объекты интеллектуальной собственности, включенные в Единый таможенный реестр, при их перемещении через внешний периметр таможенной границы.
Для решения этой проблемы в развитие Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года государства-члены ТС и ЕЭП заключили Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.
В этих документах предусмотрен механизм ведения Единого таможенного реестра, который включает в себя рассмотрение заявлений, регистрацию объектов интеллектуальной собственности, сопровождение Единого таможенного реестра, а также взаимодействие органа, уполномоченного на его ведение, с правообладателями, органами государственной власти государств-членов и иными организациями и учреждениями на постоянной основе.
В настоящее время органом, уполномоченным на ведение Единого таможенного реестра, является Федеральная таможенная служба. От представителей бизнес-сообществ государств-членов поступают многочисленные запросы о необходимости реализации практического функционирования Единого таможенного реестра. Однако в Едином таможенном реестре зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности нет. Это обусловлено несовершенством закрепленного в Регламенте ведения Единого таможенного реестра механизма регистрации объектов интеллектуальной собственности, в частности порядка рассмотрения заявлений и принятия решений. Поэтому правообладатели для эффективной защиты вынуждены осуществлять подачу трех заявлений на внесение объектов интеллектуальной собственности в национальные таможенные реестры, что влечет за собой как временные, так и финансовые затраты. В этой связи Комиссия разработала проект Протокола о внесении изменений в Соглашение, которым предусматривается:
– наделение Комиссии полномочиями по ведению Единого таможенного реестра;
– установление порядка взаимодействия Комиссии с центральными таможенными органами государств-членов и правообладателями (их представителями);
– установление компетенции по утверждению Комиссией Регламента ведения Единого таможенного реестра;
– расширение видов договоров, обеспечивающих исполнение обязательства о возмещении имущественного вреда;
– установление порядка доведения сведений Единого таможенного реестра до заинтересованных лиц.
То есть Комиссия будет рассматривать заявления правообладателей и направлять уведомления национальным таможенным службам о включении в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, охраняемых на территории Союза, и их отличительных признаках, используя которые таможенные органы смогут более эффективно выявлять контрафактные товары при ввозе на территорию Союза.
Много дискуссий вызывает вопрос о так называемом «параллельном импорте». В рамках Евразийского экономического союза вопрос изменения принципа исчерпания прав отнесен к наднациональному регулированию. Какова позиция Комиссии по этому вопросу?
Активная дискуссия по вопросу выбора оптимального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак на территориях государств-членов продолжается достаточно давно.
На территории ЕАЭС закреплен региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак. Это определено Договором о Союзе. Этот же принцип действовал и до формирования ЕАЭС на основании Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 года.
Вместе с тем, свобода перемещения товаров в рамках Союза предполагает, что на территориях государств-членов ЕАЭС должен действовать единый принцип исчерпания права.
Руководствуясь этим, в июне 2014 года Советом Комиссии создана Рабочая группа по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, которую возглавил Министр, Член Коллегии по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Муратович Сулейменов.
В состав вошли наиболее квалифицированные специалисты уполномоченных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, экспертов, представляющих важнейшие национальные направления бизнеса, а также широкий круг специалистов различных направлений Комиссии.
Также в состав Рабочей группы включены представители Кыргызской Республики с учетом подписания Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Союзе.
Цель создания Рабочей группы – найти наиболее рациональное решение проблемы, возможно выработать компромиссный вариант исчерпания исключительного права на товарный знак, попытавшись извлечь максимальный положительный социальный и экономический эффект для всех государств Союза. Предварительный анализ международного опыта ведущих экономик мира свидетельствует, что в чистом виде тот или иной принцип исчерпания прав на товарные знаки не применяется и сопровождается ограничениями или исключениями из общего правила.
Уже сейчас Рабочей группой рассматриваются различные варианты развития ситуации:
– предложение Федеральной антимонопольной службы о целесообразности первоочередного установления международного принципа исчерпания права в отношении автозапчастей, фармацевтической продукции, парфюмернокосметической продукции с изъятиями в отношении инвесторов-правообладателей, локализовавших производство на территориях государств-членов Союза;
– усиление роли антимонопольных органов с предоставлением им полномочий разрешать «параллельный» импорт отдельных товаров в случае, если это отвечает государственным интересам;
– снятие таможенного контроля за «параллельным» импортом товаров и другие.
Очевидно, что оптимальным вариантом будет введение более гибкого гибридного принципа исчерпания исключительного права. Т.е. по умолчанию будет действовать один из базовых принципов (региональный или международный), а в отношении ряда товарных групп могут устанавливаться изъятия. Вопрос того, какой принцип будет действовать по умолчанию и является ключевым. Именно его необходимо решить Рабочей группе в первую очередь и уже затем прорабатывать варианты реализации выбранного подхода как в законодательстве, так и на практике.
Какие институты регулирования интеллектуальной собственности предусмотрены в Евразийской экономической комиссии?
В качестве институтов регулирования в сфере интеллектуальной собственности в Евразийской экономической комиссии предусмотрены подразделения в составе Департамента развития предпринимательской деятельности и функционирование Консультативного комитета по интеллектуальной собственности при Коллегии Комиссии.
Департамент развития предпринимательской деятельности входит в состав Министерства экономики и финансовой политики Комиссии, полномочиями в сфере интеллектуальной собственности обладает Т.М. Сулейменов, Член Коллегии, Министр по экономике и финансовой политике.
Основными задачами Консультативного комитета по интеллектуальной собственности являются выработка предложений для Коллегии по вопросам интеллектуальной собственности, а также проведение консультаций с представителями наших стран в данной сфере. В рамках Консультативного комитета со Сторонами решаются наиболее актуальные вопросы, например, по разрабатываемым законопроектам, проблема «советских» товарных знаков, «параллельный импорт».
В состав этого Комитета входят уполномоченные представители государственных органов таких, как министерства экономики, министерства юстиции, министерства внутренних дел, патентные ведомства, таможенные органы, а также представители бизнес-сообщества.
Подразделения в составе Департамента развития предпринимательской деятельности непосредственно занимаются разработкой проектов международных договоров в сфере интеллектуальной собственности, мониторингом и контролем за ходом реализации государствами-членами базовых соглашений в этой области организацией международного сотрудничества, проведением научно- исследовательских работ и др.
Предполагается ли разработка единой стратегии развития интеллектуальной собственности на территории государств-членов?
С момента образования Комиссии проведена большая работа по сближению законодательств государств-членов.
В свою очередь, эффективность использования научных открытий и новых знаний в любой стране в условиях глобализации мировой экономики в настоящее время обусловлена правильностью выбора рыночной ниши по применению инновационных процессов. Продажа наукоемкой промышленной продукции обеспечивает самую высокую норму прибыли на современном рынке.
Стимулирование инновационной деятельности направлено на создание эффективной и конкурентоспособной экономики.
В прошедшие два десятилетия за исключением таких преимущественно сырьевых отраслей, как газо- и нефтедобыча, металлургия и некоторые другие, в экономике государств-членов практически не сформировались крупные и широко известные (в том числе за рубежом) национальные коммерческие компании, производящие наукоемкую продукцию и предоставляющие высокотехнологичные услуги.
Именно поэтому в целях формирования научно-технологических, экономических, нормативных правовых и организационных условий для преодоления научно-технологического отставания, повышения конкурентоспособности экономик государств-членов необходимо разработать стратегию охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности на территории государств-членов. Основными направлениями такой стратегии должны стать:
– стимулирование инновационной и изобретательской активности, ускорение формирования новых инновационных предприятий в государствах-членах ЕАЭС;
– обеспечение благоприятных условий для творчества и поиска новых научно-технических решений;
– совершенствование регулирования использования объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет;
– гармонизация правил регистрации товарных знаков (знаков обслуживания), наименований мест происхождения товаров и промышленных образцов в ЕАЭС;
– модернизация института регистрации товарных знаков (знаков обслуживания), наименований мест происхождения товаров и промышленных образцов в ЕАЭС (формирование единого наднационального органа);
– упрощение процедур регистрации патентов на изобретения в ЕАЭС и формирование института единого патента ЕАЭС;
– совершенствование механизмов защиты и расширение комплекса мер по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности;
– совершенствование правоприменительной практики;
– подготовка специалистов в сфере интеллектуальной собственности.